ГлавнаяГруппаДискографияДаты туровЧтивоИстория DemanufactureИстория The IndustrialistФайлыФотографииСсылкиАвторы

 

follow on Twitter 

 

Бёртон Белл: "Человек - вирус для планеты".

Первый Терминатор послужил внушительным источником вдохновения для концепции "человек против машины", проходящей красной нитью через всё творчество Fear Factory. Пересечения происходят даже в названиях. Новый фильм франшизы проходит под именем "Genisys", когда как свежая пластинка FF именуется "Genexus". Впрочем, это совпадение. Строго говоря, девятый полноформатник создавался больше под влиянием другого легендарного фильма "Бегущий по лезвию".

"Я читал о теории Рэя Курцвейла "Сингулярность" (эра, когда машины обретут сознание), параллельно думая о "Бегущем по лезвию" и персонаже Рутгера Хауэра Рое Бэтти", - рассказывает Белл. - "Ридли Скотт блестяще затронул тему сочувствия в фильме, потому что единственные, кто испытывает чувства, - это андроиды. Люди абсолютно пустые (Бёртон использовал слово 'disconnected', прим. Stucker). Я задумался о том, что случится с этими машинами, когда они разовьют в себе чувство сочувствия и начнут заботиться друг о друге."


Как и прошлая пластинка "The Industrialist", - а так же классический альбом "Demanufacture", которому исполнилось в этом году 20 лет - "Genexus" - это полностью продуманный концептуальный альбом, к которому позже выйдет графический роман (по-русски комикс, - прим. Stucker). Несмотря на львиную долю научной фантастики, фигурирующий в концепте, Белл не зацикливается на чём-то одном. В альбоме затрагивается много тем: война, климатические изменения, религия и бессмертие. С музыкальной точки зрения, "Genexus" подобен отличному киносиквелу и по душе придётся фанатам Fear Factory. Быстрые гитарные риффы, бас-бочка, эмбиентные переходы вкупе с гроулом и чистым вокалом хорошо слышны на новых песнях 'Soul Hacker' и 'Protomech', рисуя в голове образы из "Demanufacture" и "Obsolete". Но вместе с тем Fear Factory изменили некоторые вещи. Если на "The Industrialist" группа записывала ударные на компьютере, то на новой пластинке можно услышать живого барабанщика Майка Хеллера. Сэмплы и клавишные, за которые отвечал сопродюссер Рис Фулбер, звучат ещё более кинематографично, чем прежде.

Широкоэкранное будущее, которое видят Белл и коллега по написанию песен, гитарист и студийный басист Дино Казарес для "Genexus" вполне отвечает духу времени. По крайней мере в отношении выходящих в этом году фильмов. Искусственный интеллект стал основой для многих картин: "Мстители: Эра Альтрона", "Из Машины", "Робот по имени Чаппи" и, разумеется, "Терминатор: Генезис". Белл с удовольствием пообщался с нами перед началом европейского турне.

- Ты всегда был большим фанатом научной фантастики?

- Ещё бы. В детстве я смотрел оригинальный Стар Трек, а благодаря рассказам создателя франшизы Джина Родденберри стал интересоваться жанром. Я прочитал "Чужака в чужой стране" Роберта Хайнлайна, когда мне было 8, и этот роман взорвал мне мозг. Затем я увлёкся Рэем Бредбэри и Куртом Воннегутом. В девятом класс прочёл "1984" Джорджа Оруэлла для проекта по английскому языку. Будучи мелким панк-рокером, активно противопоставляющим себя обществу и культуре, я проникся этим произведением. Примерно в то же время я посмотрел "Терминатора" и тут же влюбился в него. Сразу задумался: "А может ли такое произойти в реальности?". Такая дикая концепция, что технологии, которые изобрели люди, когда-нибудь восстанут против создателей. Через какое-то время я увлёкся романами Филиппа Дика, чья книга "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" легла в основу "Бегущего по лезвию". Все эти произведения сформировали мою креативную личность. Когда мы создавали Fear Factory, я подумал, что метал и машины очень хорошо уживаются друг с другом.

- Каким образом ты хотел усовершенствовать историю "Genexus" после "The Industrialist"?

- Промышленник (протагонист истории альбома 2012 года) был главным персонажем, борящимся за выживание. Изначально его планировали разобрать на части, чтобы создать более современную модель. Для новой истории пришлось подумать ещё серьёзнее. В этот раз речь об искусственном интеллекте, который не просто учится, а уже вполне осознаёт, кем является. Теперь он не просто борется за собственное выживание, но пытается создать собственный мир.

- Что значит Genexus?

- Комбинация из двух слов "genesis" и "nexus". Для нас - для людей - это следующая ступень эволюции, когда нано-технологии, устройства, бионика настолько сильно станут частью нашего существования, что различие между людьми и машинами станет незаметным. Когда-то мы были кроманьонцами, теперь мы Genexus. Стоило лишь определиться с названием альбома, вся концепция с музыкальной составляющей не заставили себя долго ждать.

- Недавно в New York Times была опубликована статья, в которой рассказывалось, как большие СМИ используют компьютерные алгоритмы для создания новостей, финансовых сводок и спортивных колонок.

- Да, читал. Такие программы многих людей оставят без работы. Это очередной минус развития технологий. Людям нужны новые рабочие места, а они останутся только в сфере обслуживания. Да даже и эту нишу займут машины. И что мы будем делать? Как выживем? Мы медленно, но верно истребляем человечество посредством создания технологий. И проблема не в технологии, мы сами роем себе могилу.

"Мы называем себя людьми из-за того, что в наших жилах течёт кровь или потому что по-человечески относимся друг к другу?"

Курцвейл предсказывает, что эпоха Сингулярности придёт в 2045 году, что, в принципе, уже скоро. Эта мысль и волнительна, и страшна одновременно. Если между машиной и человеком не такая большая разница, что случится с человечеством? Мы называем себя людьми из-за того, что в наших жилах течёт кровь или потому что по-человечески относимся друг к другу? Как будут относиться друг к другу машины? Приобретут ли они человеческие качества? Альбом "Genexus" заостряет внимание на всех этих вопросах. Пластинка также повествует о том, насколько человеческий вид уязвим и подвержен самоуничтожению. Мы очень сильно зависим от климатических изменений, нас может подкосить война, когда как машины могут программировать себя к адаптации к изменениям и за счёт этого выживать.

Машинам не нужна зелёная трава или деревья, на них никак не влияют токсичные вещества. Лишь они останутся после апокалипсиса. Они и тараканы. Человек - вирус для планеты, поскольку несёт конфликты идеологий, жажду наживы и массово вырабатывает мусор. Мы вышли из-под контроля, и может так получиться, что назад дороги уже нет.


- Ты читаешь других научных фантастов-философов помимо Курцвейла?

- Мне нравится Стивен Хоукинг и его теория, согласно которой, всё сущее можно свести к одному алгоритму или уравнению. Также читаю Алана Уотса, который в своих книгах говорит о бесконечном просторе жизни, и о том, что люди связаны со всем в этом мире. Мне нравятся идеи Карла Юнга. У четырёх перечисленных людей есть много общего. Юнг в чём-то близко связан с Курцвейлом, потому что первый рассуждает об архетипах, а архетипы в наиболее полном объёме отражают черты характера человека, которые можно сгенерировать на компьютере. Именно тут и можно провести параллель с Курцвейлом. Он предсказал, что машины разработают искусственный интеллект. Это и станет архетипом машины. В общем, если взять идеи, высказанные этими людьми, можно собрать целую картину.

- "Genexus" очень по-кинематографически атмосферен. На альбоме присутствуют отрывки диалогов и немало оркестровых партий.

- Это было сделано намеренно. Мы работали над альбомом именно так, как работают над кинофильмом. У нас киношная атмосфера в музыке.

- Приходилось ли писать саунтдреки?

- Нет, никогда, к сожалению. Какие-то наши песни использовались в саундтреках, но никто никогда не предлагал нам целиком написать музыку к какому-то произведению. Это, можно сказать, наша жизненная цель. Надеюсь, настанет день, когда мы к неё придём.

- Завершающий трек "Expiration Date" довольно не типичен для Fear Factory. Структурно, это электро-рок с чистым вокалом.

- Я фанатею от мелодичных рок групп вроде U2 или даже Sisters of Mercy. Их творчество всегда находило отклик в нашей музыке. Забавно, но во времена, когда мы начинали, люди слушали наши песни - сумасшедший дет-метал с гроулом, - и когда на смену ему приходил чистый вокал, все возмущались: "Что за хрень?" Народ люто ненавидел припевы. Затем ребятишки, которые были слишком молоды, чтоб слушать нас тогда, в 2000 году, наткнувшись на нашу музыку, говорили, что мы украли идеи у Killswitch Engage. Сплошные неудачи. Если говорить о "Genexus", то мы не хотели слишком сильно уходить от мелодичного вокала. Мы попытались привнести в песни что-то новое, при этом используя комбинацию гроула, мелодичного скриминга и чистого пения. Музыкальная составляющая "Expiration Date" никак не подходила для использования в треке дет-метал вокал.

Песня раскрывает кульминационный момент истории, когда машины понимают, что в конечном итоге вымрут, и с этим ничего нельзя сделать. Всему приходит конец, даже машинам. Одна вещь в жизни неизменна: смерть. Смерть поджидает каждый организм, даже машины. Именно с этим они борются, со смертью. Подобно человеку, они пытаются осознать концепцию смерти. Возможно, именно это и приближает их к человеку - желание осознать неминуемую гибель.

- Если есть различие между нами и синтетиками, то в чём оно заключается?

- Я так думаю, что оболочка, в которой я пребываю - "Я" в данном случае эго - абсолютно ничего не значит в рамках вселенной, однако всё же является её частью. Нейтроны движутся внутри меня, пока мы разговариваем, они проходят через всё в этой комнате, через нас обоих, через стены, которые удерживают энергию внутри наших тел. Мы плывём через эту гигантскую вселенную, являясь частью одной большой энергии. Здесь есть, о чём задуматься. Не знаю, однако, можем ли мы всё это осознать. Будет ли созданный человеком синтетический робот думать о таких вещах? Какие-то знания будут заложены в их базу данных. Они смогут найти их, но продвинутся ли они дальше человека в понимании глобальных вещей? И если да, как они воспользуются этими знаниями? Хотел бы я знать.

Перевод: Stucker, оригинальный материал: rollingstone, Jon Wiederhorn 10 июля 2015 года.
Впервые опубликовано на fear-factory.ru 11 июля 2015 года.