Имидж - ничто, музыка - все... (Alive 2001)

Статья о Fear Factory из журнала Alive за 2001 год


Что такое Fear Factory? Мне почему-то, когда я впервые услышал это словосочетание, представился огромный доисторический цех. Грязные, темные, истекающие зловонным маслом машины шумят непрерывно и монотонно, где-то в глубине незримо крутятся ржавые шестерёнки, по огромному залу снуют угрюмые рабочие, матерясь почему-то на сленге лондонских портовых грузчиков. Пол - посеревший от ядовитой пыли, на стенах сквозь облетевшую штукатурку багрово ухмыляется старый кирпич, а потолок едва заметен в сыром полумраке над головой... Группа, видимо, играет трэш с элементами индастриала, подумалось мне тогда (а дело было в 1995 году). И моя догадка, пожалуй, была не такой уж ложной, но...

Но обо всём по порядку. Fear Factory - это в первую очередь четыре суровых мужика с западного побережья страны вечно полных Макдональдсов. Группу со столь пугающе-техноидным названием они создали в октябре 1990 года. Сейчас уже невозможно точно установить, почему коллектив был поименован «Фабрикой Страха». Согласно более поздним высказываниям, название сие изначально имело глубочайший смысл, символизируя обе наилюбимейшие темы музыкантов, и имеет, таким образом, две ипостаси, два подтекста. Во-первых, Fear Factory - это «фабрика по производству страха». Эта фабрика - невидимая, её механизмы - беззвучны. её машины - государство, религия, нормы морали. Эта фабрика соответствует тому, что в определённых кругах обозначается словом Система - это тот самый монстр, пытающийся прогнуть отдельных индивидуумов, заставить их действовать вопреки своим убеждениям и интересам. Сотрудниками же этой страшной фабрики являются бойцы «независимых» средств массовой информации, братья «миролюбивых» эзотерических сообществ, прорабы «гуманистической» генной инженерии и прочая шушера.

Burton BellС другой стороны, название группы символизирует неуёмный интерес её участников к проблематике взаимоотношений человека и машины, постепенно перерастающих в конкуренцию и даже конфронтацию. В этой связи действительно можно было бы нарисовать перед своим мысленным взором фабрику, но не допотопную, а супер-современную. Холодные белые стены, блестящий металлический пол, деловитые роботы вместо матюгающихся рабочих, стерильная тишина, прерываемая лишь шизофреническим писком компьютеров. Fear Factory, видите ли, оценивают перспективы взаимоотношений между хомо сапиенс и его кибернетическими детищами достаточно пессимистически. Причём чем дольше они обретаются в земной юдоли печали, тем меньше они находят поводов для веселья. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно лишь поочередно ознакомится со всеми четырьмя опусами команды. Брутальный первенец «Soul Of A New Machine» (Макс Кавалера после ознакомления с альбомом заявил: «Я видел будущее дэс-металла, и это будущее - Fear Factory») обладает, пожалуй, наименее зрелой и убедительной лирикой. Стилистически революционный, принесший группе признание широкой аудитории (около миллиона проданных экземпляров, из них около 600.000 - в старушке Европе), второй альбом «Demanufacture» - был посвящён, как следует из его названия, «размануфактуриванию» человека, освобождению его от гнёта «фабрики страха».

Третий диск «Obsolete» также снабжён весьма символическим названием. «Obsolete» означает «ненужный», «устаревший». В мире всемогущей и не умеющей ошибаться техники устаревшим и ненужным в один прекрасный день может оказаться человек... Казалось бы, куда уж ещё мрачнее. Ан нет, есть ещё куда, понял я, держа в руках новое творение калифорнийцев - «Digimortal». Интересен, кстати, процесс выбора названия нового альбома. «Мы просто выписывали на доску разные слова, которые нам приходили в голову» - признался вокалист Бартон в интервью журналу Heavy, oder was?. «В основном в голову лезла всякая чепуха. Но однажды на доске оказалось слово «Digimortal» и мы подумали, что это звучит круто. Оставалось лишь найти ответ на вопрос, что же оно обозначает. Мы стали анализировать, и тут до нас дошло, что сие значит Digital Mortality, то бишь «цифровая смертность». Вот так мы и подошли снова к столь полюбившейся нам тематике взаимоотношения человека и машины».

Таким образом, актуальный опус посвящён проблеме человеческой смерти и бессмертия в эпоху технического прогресса и «оцифровыванию» (дигитализации) общества. В особенности же парней из FF пугают перспективы замены человека на человекоподобное существо с хард-диском вместо мозгов, и свободного скачивания информации из человеческого мозга (или того, что от него останется). Причём всё это непосредственно связано с возможностями генной инженерии и явно инспирировано последним Шварцевским фильмом «Шестой день». Представьте себе такое развитие событий. Перед смертью из человеческого мозга вся информация скачивается на диск. Затем в течение 25 лет выращивается клон, в который сохранённая информация впоследствии закачивается. Причём эту процедуру формально можно было бы проделывать до бесконечности. Можно, но не нужно, считает Burton С. Bell. «Представьте себя на месте клона» - рассуждает он в интервью журналу Sonic Seducer. «Он же должен думать, что находится в своего рода дигитальном преддверии ада. Он приходит в сознание и не понимает где он. Вокруг него мрак. Он полностью отрезан от внешнего мира. Воспоминания, которые проникают в его сознание - не его воспоминания. С другой стороны, ты находишься теперь в этом клоне, потому что тебя переместили в чужое тело. Но действительно ли тот, через чьё тело ты теперь воспринимаешь мир - это ты?

Первая часть статьи | Вторая часть статьи